Свет – важнейшая составляющая интерьера. Неправильно
подобранное освещение может погубить любой, даже самый безупречный
проект. А потому свету в интерьере уделяется такое большое внимание.
Мы живем в мире цвета, света и созданных ими изображений. Природное
освещение, рожденное солнечным светом, подарило множество возможностей и
ощущений, а искусственное – стало началом современной цивилизации.
Многие годы люди стараются постичь искусство управления светом, но
особенно актуальной эта задача становится в работе над интерьером
(домашними или коммерческим), а потому без знания о светотехнике и
правилах рационального освещения не обойтись.
Основными
световыми характеристиками являются температура и мощность. А самую
низкую температуру в 1200-1600 Кельвинов имеет самый приятный для
человеческого глаза свет – свет огня.
Мощность, измеряемая в Ваттах или свечах – есть яркость света или
освещаемой поверхности, которую она дает, а одна свеча (один Ватт) как
единица измерения мощности – стандартная восковая свеча с высотою фитиля
в половину дюйма и толщиною в 1/8 дюйма.
В интерьере, как и в нашей жизни, существует несколько источников освещения:
1. Абсолютное освещение или абсолютный источник света – это свет,
отражаемый от белого предмета, расположенного в солнечную погоду в 12
часов дня 22 июня на Гринвиче в теневой части белого здания, стоящего
спиной к солнцу.
2. Дневной свет окружает нас повсюду, несмотря на то, что в
интерьерах мы его практически не используем, даже в самую ясную
солнечную погоду. Точно так же, как и любое другое освещение, оно может
быть различным. И зависит это от того, в какое время суток вы его
наблюдаете и какова мощность солнца в это время. Кроме того, дневной
свет можно делиться по цветности. Он может быть оранжевым,
желто-золотистым или «сквозь облака»… Так, например, в Москве зимой в
два часа дня температура света сквозь облака еще неприятнее, чем самое
неприятное для человеческого глаза люминесцентное освещение.
3. Искусственный свет, называемый еще танкстон и обозначаемый буквой
«Т», также может быть определенной температуры и цвета (желтым, красным,
молочным и т.д.). Это освещение, получаемое от обыкновенной лампы
накаливания, которая дает температуру приблизительно 3 600 Кельвинов.
Почти все живописцы Эпохи Возрождения (Гоя, Рембрандт) во время своей
работы в качестве источника света использовали свечи. И если
внимательно смотреть на их картины, можно заметить, что они жженые. Этот
же эффект можно наблюдать и на современных фотографиях, если
неправильно выбрать пленку. Ни для кого не секрет, что существует
фотопленка для дневного и искусственного освещения. Если вы возьмете
первую и станете снимать вечером в квартире с обыкновенными лампочками,
не включая вспышки, тоже получите выжженные фотографии. В то время как,
фотографируя пленкой для искусственного освещения на улице – снимки с
фиолетово-синим отливом…
4. Галогенный свет – свет, проходящий через вольфрамовую нить и имеющий
еще более низкую температуру. Галогенные лампы, составляющие это
освещение, делятся на три типа: 12-вольтовые, 24-вольтовые и
автомобильные (127- или 240-вольтовые). Последние из них запрещено
трогать руками!
5. Люминесцентный и флуоресцентный свет, несмотря на то, что его
температура практически приближена к идеальной, является очень
неприятным для человеческого глаза за счет своего мигания, которое мы не
видим, но ощущаем. Лампочки, используемые при этом освещении, считаются
энергосберегающими, как впрочем, и галогенные, но в отличие от них –
не такие капризные и дорогие в использовании. С точки зрения
профессионального интерьер-дизайна люминесцентное и флуоресцентное
освещение – ложное, в нем практически невозможно точно определить цвет
освещаемого предмета. И даже самая красивая ткань под люминесцентным
освещением будет смотреться хуже, чем она выглядит под лампочкой
искусственного света. А потому такой свет категорически не подходит для
английского классического интерьера и интерьера в стиле Саладино – его
невозможно насытить нормальным светом. Исключением может быть лишь
супер-хайтековский интерьер, в котором подобное освещение может быть
уместным.
6. Исторический свет или Historical bulb появился в начале прошлого
века и до сих пор встречается в дорогих английских или французских
ресторанах и гостиницах. В отличие от обычной цокольной лампочки
Historical bulb действительно наполнена вакуумом, а не газом и излучает
более теплый свет. Мощность такой лампы ограничивается 40 Ватт. Подобное
освещение особенно актуально в хорошем английском историческом
интерьере или модном сегодня арт-деко.
Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что при
проектировании интерьера в первую очередь следует определить, какой
именно тип освещения будет в нем присутствовать, особенно учитывая то,
что дневной свет мы практически не используем и полагаемся на источники
искусственного освещения, подчас забывая, что каждый новый источник дает
новые ощущения. И от того, насколько верно будут выбраны источники
света, будет зависеть правильность решения интерьера, а значит – его
красота и удобство. Вот почему большинство специалистов сегодня начинают
планирование интерьера именно с выбора источников света, отодвигая
выбор штор и цветовое решение проекта на второе место. При этом одно из
самых основных правил светоформирования – мощность лампы характеризует
освещение в точке ее нахождения, а значит, чем дальше вы находитесь от
источника света, тем свет там более рассеянный, т.е. меньше мощность
лампы. Поэтому комнату лучше освещать по квадратным метрам!
Особенности освещения коммерческих интерьеров:
При планировании коммерческого интерьера, существуют свои тонкости и нюансы. Один из них связан с освещением.
Так, например, бутики освещаются рассеянным галогенным светом, и основное требование к нему – 1000 Ватт на квадратный метр.
Освещение ресторана – тема субъективная. Ресторан можно освещать
по-разному, хотя в отличие от парикмахерской это сделать куда проще.
Парикмахерская – тяжелейший объект, потому что необходимо создать
комфортные условия не только мастеру, но и клиенту. До России пока не
дошла мода на интерьеры типа «ателье» или так называемые
«профессиональные места», в которых для человека работающего
предусмотрен один тип освещения, а для заказчика, принимающего работу –
другой. Поэтому свет в таком интерьере должен быть обязательно
регулируемый, при необходимости включаемый и выключаемый в каждом
определенном месте.
Но, так или иначе, любое профессиональное рабочее место должно
снабжаться тремя источниками света: дневным, дневным желтым и танкстоном
– лампой накаливания.
|